«Клуб корпоративных собственников» — ассоциация по эффективному управлению имуществом корпораций.
Целью деятельности Ассоциации является содействие членам Ассоциации в осуществлении деятельности, направленной на эффективное управление имуществом корпораций, в том числе путем создания эффективных и комфортных условий для управления имуществом.
Направлениями деятельности Ассоциации являются:
- содействие защите прав и законных интересов членов Ассоциации;
- обеспечение нормативно-методической базой, основанной на лучших практиках, в том числе путем участия в разработке законов и подзаконных актов по вопросам управления имуществом корпораций;
- организация общественной экспертизы и мониторинга проектов законов и иных нормативных правовых актов, а также бизнес – процессов, затрагивающих вопросы управления имуществом корпораций;
- содействие в профессиональном развитии работников корпораций по вопросам управления имуществом;
- содействие созданию и развитию информационной и методической инфраструктуры и сервисов управления имуществом корпораций;
- выявление и распространение лучших практик управления имуществом, передовых технологий и сервисов;
- содействие разработке рекомендаций, типовых форм документов, регламентов, правил, стандартов деятельности и иных методических документов для повышения качества управления имуществом членами Ассоциации;
- оказание методической, консультационной, экспертной, аналитической, организационной и иной помощи членам Ассоциации в сфере управления имуществом;
- содействие организации защиты и представления интересов членов Ассоциации в государственных, муниципальных, общественных, деловых и иных организациях и структурах по вопросам управления имуществом и направлениям деятельности, связанным с повышением его эффективности;
- взаимодействие с заинтересованными государственными, муниципальными образованиями, общественными, политическими, финансовыми, образовательными и иными коммерческими и некоммерческими организациями для достижения целей деятельности Ассоциации;
- создание тесных международных связей с зарубежными организациями в сфере управления имуществом в целях изучения и распространения лучшего зарубежного опыта;
- организация и проведение форумов, конференций, семинаров, круглых столов и иных публичных мероприятий;
- взаимодействие со средствами массовой информации для проведения акций и издания литературы по вопросам управления имуществом корпораций.
В период своей деятельности НП «ККС» активно занимается совершенствованием процедуры оформления прав корпораций на земельные участки, необходимые для реализации инвестиционных проектов, а также наименее затратное использование соответствующих земельных участков.
В числе основных аспектов деятельности можно выделить следующие:
Мониторинг нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти:
- рассмотрение проектов нормативных правовых актов в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия. Рассмотрено более 500 проектов;
- подготовка экспертного мнения. Подготовлено и представлено в федеральные органы государственной власти более 100 заключений и поправок к проектам нормативных правовых актов;
- формирование общественного мнения по вопросам компетенции НП «ККС». Обоснование и разъяснение позиции НП «ККС», участие в заседаниях рабочих групп, круглых столов, парламентских слушаниях, конференциях с докладами и сообщениями;
- инициация и создание экспертных площадок для обсуждения нормативно-правовой проблематики, входящей в компетенцию НП «ККС». При Минэкономразвития России создана межведомственная рабочая группа по вопросам подготовки предложений о совершенствовании законодательства в сфере земельно-имущественных отношений, связанных с размещением линейных и иных инфраструктурных объектов, под руководством заместителя Министра П.Э. Королева, которой НП «ККС» оказывает содействие в организационной и правовой подготовке проектов документов.
Основные проекты в сферах:
Земельное законодательство
- предоставление земельных участков. С учетом предложений НП «ККС» приняты Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также 26 подзаконных нормативных правовых актов в его развитие;
- изъятие земельных участков. С учетом предложений НП «ККС» принят Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (изъятие). Организовано участие НП «ККС»» в подготовке и принятии в 2015 году подзаконных нормативных правовых актов в развитие федерального закона;
- предоставление земельных участков без торгов. С учетом предложений НП «ККС» приняты постановление Правительства России от 29.12.2014 № 1603 «Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения и масштабных инвестиционных проектов, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов», приказ Минэкономразвития России от 12.01.14 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», а также подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке определения цены продажи земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставляемого без проведения торгов»;
- использование земельных участков на основании разрешений. С учетом предложений НП «ККС» приняты постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об установлении видов объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута», от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности»;
- размер платы за пользование земельными участками. С учетом предложений НП «ККС» приняты постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2014 № 133, 30.10.2014 № 1120 «О внесении изменения в правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», от 10.04.2014 № 283 «Об утверждении правил определения размера платы и внесения ее за установление сервитута для размещения объектов федерального или регионального значения в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территориях, присоединенных к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения», от 23.12.2014 № 1461 «Об установлении порядка определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности», приказ Минэкономразвития России от 08.07.2014 № 430 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 14.01.2011 № 9»;
- разрешенное использование земельных участков. Обеспечены разработка и принятие приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», одним из положений которого предусмотрено размещение линейных сооружений на земельных участках всех видов разрешенного использования;
Градостроительное законодательство
- документация по планировке территории. Подготовлены и представлены в рабочую группу Минэкономразвития России предложения к проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории»;
Законодательство о кадастровой деятельности
- классификатор объектов недвижимого имущества. Подготовлены и представлены в рабочую группу Минэкономразвития России предложения по вопросу разработки классификатора объектов недвижимого имущества, критериев отнесения имущества к объектам капитального строительства;
Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество
- проект федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Предложения НП «ККС» представлены в рабочую группу Минэкономразвития России. Обеспечено принятие данного закона.
Кроме того, при непосредственном участии и с учетом предложений НП «ККС» принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесен ряд поправок в законодательство о государственном кадастровом учете объектов недвижимого имущества, в том числе в части внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий до 01.01.2022, включая обязанность уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории.
Основные итоги
- внесены изменения, согласно которым устанавливаются ставки арендной платы за пользование федеральными земельными участками не только для размещения объектов магистральных газопроводов, но и для размещения объектов Единой системы газоснабжения;
- введено ограничение пределов арендной платы уровнем ставок для федеральных земельных участков в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, используемых для размещения аналогичных объектов;
- на законодательном уровне введено понятие «размещение», под которым понимается «строительство, реконструкция и (или) эксплуатация», что позволяет обосновывать и применять на этапе строительства ставки арендной платы, установленные Правительством Российской Федерации в целях размещения объектов;
- установлено законодательное требование о том, что в случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, полностью или частично расположен в охранной зоне, установленной в отношении линейного объекта, договор аренды такого земельного участка должен содержать условия допуска к данному объекту в целях обеспечения его безопасности;
- введена новая форма использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без процедуры предоставления в случаях капитального и текущего ремонта линейного объекта (на срок не более одного года), осуществления геологического изучения недр и других случаях;
- установлена возможность заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального и местного значения, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю;
- установлена возможность изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд по ходатайству управомоченного лица за счет внебюджетных средств с передачей изымаемой недвижимости в собственность ходатайствующего об изъятии лица;
- вводятся упрощенные процедуры оформления изъятия в случае добровольного заключения соглашения об изъятии, что сокращает общий срок проведения всех мероприятий по изъятию;
- лицо, подавшее ходатайство об изъятии, уполномочено осуществлять необходимые для целей изъятия фактические и юридические действия, что существенно упрощает проведение мероприятий по изъятию, а также сокращает сроки их проведения;
- установлены особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также порядок определения размера возмещения позволяют существенно сократить возможность спекуляций при выплате возмещения за изымаемое недвижимое имущество;
- установлены правила принудительного образования изымаемых земельных участков;
- введена возможность изъятия земельных участков для размещения существующих на момент принятия Федерального закона линейных сооружений.
Целевые ориентиры
- подготовка предложений по проектам нормативных правовых актов в развитие федерального закона, направленного на совершенствование отношений, связанного с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
- подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования зон минимальных расстояний и охранных зон магистральных газопроводов (трубопроводов);
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства в части упрощения и удешевления размещения линейных объектов;
- совершенствование законодательства в части ограниченных вещных прав на земельные участки для целей размещения линейных сооружений;
- совершенствование законодательства в части правового регулирования Единого недвижимого комплекса;
- совершенствование законодательства о государственной регистрации прав и кадастровом учете недвижимости, включая земельные участки.